середу, 22 листопада 2017 р.

Исчадия ЖКХ, или как квартирный вопрос испортил Одессу

Не менее половины жизни мы проводим дома, большинство из нас - в отдельной квартире многоквартирного дома. Каждый создает свой уют по-своему. Но есть то, отчего зависим мы все - это система жилищно-коммунального хозяйства. Именно от тех, кто обслуживает наши многоквартирные дома, кто поставляет воду, тепло и электроэнергию, зависит уют наших квартир.

ЖКХ еще с советских времен стало монстром, высасывающим ресурсы и из жителей города (в виде ежемесячных платежей), и из бюджета (в виде многомиллионных вливаний) в обмен на блага цивилизации. С того времени система ЖКХ стала идеальным источником для захвата имущества (чего стоят регулярно всплывающие скандалы, когда захватывают имущество умерших стариков) и отмывания денег (а для бюджета ЖКХ - это бездонное дно, вернее, “золотое дно”).  Действовавшую тогда и существующую поныне систему ЖКХ очень хорошо характеризует цитата из Булгакова: “ обыкновенные люди... В общем, напоминают прежних..., квартирный вопрос только испортил их...”.

В Одессе систему ЖКХ испортил не только и не столько квартирный вопрос. Выморочное имущество стало лишь одним из источников доходов тех, кто связан с этой системой. Не менее значительными источниками доходов становятся оформленные по трудовым книжкам “мертвые души” (за которых работают приезжие из области или Молдовы в обмен на предоставление возможности жить в подвале или еще какой-то развалюхе), списание средств на якобы проводимые работы (а в последнее время даже надлежащим оформлением проводимых якобы работ даже не заморачиваются) либо на закупку инвентаря (который дворники сами покупают - работать же чем-то надо), заключение договоров на ремонты с “правильными” компаниями и т.д. и т.п.

В миллионной Одессе система ЖКХ стала источником многомиллионных потерь бюджетных средств. И все это - благодаря многочисленных многомиллионным коррупционным схемам.

Схема 1. Вывод имущества

Эта схема стала настолько популярной в департаменте коммунальной собственности Одесского горсовета, что применяется не только для вывода имущества коммунальных предприятий ЖКХ. Вне конкурса сдаются в аренду здания, которые через несколько недель приватизируются, опять же – на внеконкурсной основе. В процессе приватизации здания продаются по ½ части. Делается это не только, чтобы снизить цену покупки, но и дать в дальнейшем возможность покупателю затребовать для обслуживания здания значительно большее количество земли, чем обычная придомовая территория по приямкам.

Именно по такой схеме были проданы 2 объекта КП «Теплоснабжение города Одессы» по адресу ул. Варненская, 27г (624,8 кв.м) и ул. Варненская, 27в (6 кв.м): 11.04.2017 их передают в аренду распоряжением Труханова, а 26.04.2017 горсовет принимает решение № 1951-VII о приватизации этих объектов –выкуп арендатором по частям (даже сооружение площадью 6 кв.м делят на 2 части по 3 кв.м). Выгодополучателем в обоих случаях является ООО «Транском строй», которое по информации СМИ связано со строительной компанией «Будова». В последующем, под эти здания горсовет передал ООО «Транском строй» земельные участки площадью 2,3 га и 0,43 га соответственно.

10.07.2017 опять на внеконкурсной основе распоряжением Труханова передается в аренду помещение 287,6 кв.м на ул. Гераниевой, 8, где располагалась абонентская группа КП ТГО. Арендатором выступает ООО «Одесская производственная компания», которая по данным сайта УСИ также связана с ООО «Транском строй» и соответственно с «Будовой».  На тот момент там еще располагался эксплуатационно-ремонтный район № 3 КП ТГО. Однако, уже в сентябре 2017 прошла информация о приватизации помещения.

По данным УСИ,  еще один объект тепловиков – территория котельной «Чубаевская» по ул. Неделина, 82а, ушел компании, связанной с “Будовой” - ООО «Софиевский-Инвест».
И таким вот образом, за 2017 год КП «Теплоснабжение города Одессы» лишилось 4 объектов; при этом, все выгодополучатели оказались завязаны на одну строительную компанию “Будова”.
Но, как правило, по такой схеме отрабатываются крупные объекты. И чтобы никто из коммунальных предприятий не посмел перечить планам по аренде и приватизации в нужные руки, горсовет в июле 2017 года передал право распоряжаться объектами площадью более 200 кв.м Департаменту коммунальной собственности.

А вся остальная “мелочь” площадью до 200 кв.м так и осталась в распоряжении коммунальщиков. Много это или мало? Вспомните карту коммунальной собственности, опубликованную в декабре 2016 года теперь уже бывшим депутатом горсовета Александром Борняковым.

Тогда же была вскрыта удивительная несостыковка - количество объектов коммунальной собственности, которыми распоряжается Представительство по управлению коммунальной собственности, в 3 раза меньше количества объектов, числящихся у БТИ.

Не исключаю, что определенную часть несостыковок можно отнести на технические неточности, ошибки и дублирование из-за смены названий улиц. Но тем не менее - значительную долю в этом составляют объекты, которыми распоряжаются жилищно-коммунальные сервисы и другие коммунальщики. Сдача в аренду этих объектов, находящихся в собственности территориальной громады, зачисляется не в доход бюджета, а становится неучтенным доходом коммунальщиков. Присовокупите к этому возможность бесплатного использования подвалов, нежилых, технических помещений, где как бы хранится инвентарь, песок и многое другое (в том числе живут дворники).

К сожалению, подобные доходы и льготы никоим образом не сказываются на тарифах за жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые нашими коммунальными предприятиями. Более того, они продолжают на этом паразитировать - ведь реальные шаги по полной инвентаризации коммунальной собственности после выявленных Борняковым несостыковок  так предприняты и не были.

Схема 2. Многомилионные дотации на ремонт теплосетей

Наибольшим получателем дотаций из коммунальщиков безусловно является КП “Теплоснабжение города Одессы”: в 2016 году КП ТгО получило 230 млн.грн. дотации, в 2017 – 300 млн.грн.

А на экстренной сессии 1 ноября 2017 года - еще 95 млн.грн. - для перечисления обанкротившейся Одесской ТЭЦ средств на закупку природного газа (безусловно, в решении сессии такой подарок тепловикам был упакован как компенсация затрат для погашения задолженности, связанной с предоставлением услуг населению Одессы, представляющих общий экономический интерес в сфере теплоснабжения).

Источник

Единственное, о чем забыли и депутаты, и мэрия - с 02.08.2017 вступил в силу Закон Украины  № 1555-VII “О государственной помощи субъектам хозяйствования”. И все подобные бюджетные выделения компенсаций, дотаций и пр. является ничем иным, как государственной помощью в силу данного закона. Кроме того, согласно данного закона, выделяющие такую помощь обязаны уведомлять об этом Антимонопольный комитет Украины - за 105 дней, чтобы АМКУ удостоверился, что бюджетные средства найдут правильное применение. Безусловно, из этого правила есть исключения, в частности, АМКУ не уведомляется:
  • при предоставлении определенных категорий государственной помощи (помощь для обеспечения развития регионов; поддержка среднего и малого предпринимательства; помощь на профессиональную подготовку, на трудоустройство и создание новых рабочих мест; помощь на защиту окружающей среды; помощь на проведение научных исследований)
  • при предоставлении незначительной помощи, т.е. менее 200 тыс. евро в течение 3-хгодичного срока;
  • при внесении в действующие программы государственной помощи изменений, предусматривающих увеличение финансирования менее чем на 20% бюджета соответствующей программы.

Как видим, 95-миллионная дотация не подпадает ни под один из этих пунктов. Тем не менее, уведомление в АМКУ не подавалось и им не рассматривалось.

Чтобы избежать необходимости согласования с Антимонопольным комитетом, Одесский горсовет пошел на откровенную фальсификацию, указав, что услуги по теплоснабжению представляют общий экономический интерес и  соответственно, бюджетные дотации КП “Теплоснабжение города Одессы” не подпадают под действие Закона № 1555-VII . Так, услуги по теплоснабжению действительно связаны с удовлетворением особо важных потребностей граждан. Однако, они могут предоставляться и предоставляются многими субъектами хозяйствования без какой-либо государственной поддержки.

Чтобы избежать согласования с АМКУ других дотаций КП “ТгО”, Одесский горсовет вводит понятие “инвестирование в объекты инфраструктуры КП “ТгО”. Инвестирование - это, конечно, хорошо, если под понятие инвестирование не пытаются скрыть обычные дотации. Тем более, что ни на сайте горсовета, ни на сайте КП “ТгО” я так и не нашел инвестиционную программу этого коммунального предприятия за текущий год. За 2015 год - такая программа была утверждена решением горсовета, за 2016 - тоже, за 2017 - не нашел ничего. На 2018 год уже обсуждается проект - и там нет ни слова за теплосети, а только за 768 общедомовых счетчиков.

И во что же собрался инвестировать горсовет, если КП “ТгО” даже инвестиционный паспорт не имеет , или 315 млн.грн., выделенных на сессии - это на 768 счетчиков?

Источник

У действующего горсовета (как впрочем и у предыдущих) не хватает политической воли прекратить финансировать латание труб теплосетей, завязанных аварийную теплоэлектроцентраль. Так, за счет дотаций в 2016 году проводился капитальный ремонт теплосетей на ул. Сегедской, где, под шумок, провели благоустройство в виде установки МАФов (которых стало больше чем было). По результатам капитального ремонта в ноябре 2016 было начато уголовное производство. В частности, по мнению полиции, тепловики вошли в сговор с подрядчиками и были проложены трубы, не соответствующие стандартам качества и по цене намного дешевле, чем указано в договоре.

А сейчас на капитально отремонтированном участке теплотрассы по ул. Сегедской тепловики проводят аварийные ремонтные работы, что подтверждает версию следствия о том, что там были проложены некачественные трубы.

В июле 2017 рассматривался вопрос о выделении КП «Теплоснабжение города Одессы» очередных 386 миллионов – для ремонта теплотрасс на улицах Базарной (опять), Канатной и Мечникова, традиционно перекопанной в последние лет 10.

На сессии 04.10.2017 депутатами горсовета было принято решение о взятии кредита на сумму 1 млрд.грн. Около трети этой суммы (307,8 млн.грн.) планируется потрать на ремонт системы централизованного теплоснабжения. Ведь что может быть проще, чем “закапывание денег” в виде капитального ремонта с некачественными трубами.

По сути, Одесса, в частности, центральная историческая часть города, оказалась в заложниках у существующей системы теплоснабжения.

Последние 15 лет Одесса тратит миллиардные суммы на латание дыр и содержание экономически убыточной системы теплоснабжения, замкнутой на морально устаревшую теплоэлектроцентраль, давно находящуюся в предаварийном состоянии. При этом, по утверждению директора департамента городского хозяйства тепловики фиксируют колоссальные потери горячей воды. На данный момент ежечасные потери запланированы на уровне 220 тонн.
К сожалению, никто из сменявшихся руководителей города и системы ЖКХ не озаботился децентрализацией отопления, в частности выделения под это небольших земельных участков внутри кварталов, которые к этому времени оказались уже застроены.

Более того, принятой на сессии горсовета 04.10.2017 Городской комплексной программы энергоэффективности на 2017-2020 года предусмотрено закрытие 10 малых котелен и подключение обслуживаемых ими домов к системе Одесской ТЭЦ.

На это планируется потратить 1,5 млн.грн.

Удивительная энергоэффективность - отказ от малой котельной в пользу системы ТЭЦ - той самой ТЭЦ, которая находится в состоянии банкротства и вот-вот ликвидируется. При этом, с 2000 года состояние ТЭЦ оценивается как аварийное:

Источник

Именно на реализацию подобных мероприятий по энергоэффективности КП “Теплоснабжение города Одессы” заполучит из бюджета уже упомянутые 315 млн.грн. - в виде инвестирования в объекты инфраструктуры.

Таким образом, КП “Теплоснабжение города Одессы” получает многомиллионные дотации из городского бюджета, которые тратятся на капитальные ремонты теплотрасс. Преимущественно - теплотрасс от находящейся в аварийном состоянии ТЭЦ, которая к тому же является банкротом. Это эффективное закапывание бюджета в землю, но никак не энергоэффективность.

3. Модернизация лифтового хозяйства

С недавних пор в системе ЖКХ появилась еще одна золотая жила, позволяющая получать из бюджета многомиллионные вливания: в 2016 году была принята Городская целевая программа замены, модернизации и диспетчеризации лифтов на 2016-2020 года. В рамках этой программы за счет городского бюджета проводится либо замена, либо модернизация (продление службы) лифтов.

Источник

Общая сумма финансирования по программе с момента утверждения увеличилась в 1,5 раза: с 399 млн.грн. до 586 млн.грн.

В то же время участились жалобы на модернизированные лифты, которые перестают работать вскоре после модернизации

Хорошо, если просто перестают работать - не так давно произошло обрушение такого вот модернизированного лифта

Дошло до того, что против увеличения финансирования на модернизацию лифтов высказалась председатель постоянной бюджетной комиссии горсовета Оксана Гончарук, поскольку на ее избирательном участке после модернизации встали сразу 4 лифта в доме по ул. Академика Королева, 1. Однако, горсовет все-таки увеличил финансирование этих работ, в том числе предусмотрев затраты на программу за счет миллиардного кредита.

4. Содержание домов и придомовой территории (пресловутое СДПТ).

Несмотря, что законодатель предусмотрел провести децентрализацию и демонополизацию жэковской системы, в Одессе решили сохранить сложившееся за десятилетия статус-кво и до настоящего времени в Одессе большую часть домов обслуживают коммунальные предприятия – жилищно-коммунальные сервисы ЖКС, которые стали теперь управляющими компаниями. При этом, КП ЖКСы, стремясь сохранить свое монопольное положение, максимально тормозят создание ОСМД, не предоставляя им техническую документацию на дома либо оспаривая создание ОСМД в судах.

Монополизации рынка услуг СДПТ способствуют городская власть. Так, перед проведением конкурсов управляющих компаний райадминистрации сформировали в каждом районе всего по 2 крупных лота (в Киевском районе 4), включив туда сотни домов. Каждый лот фактически соответствовал территории обслуживания существующего ЖКС. При этом, в списки попадали даже существующие ОСМД.  Несмотря на скандалы во время конкурса, в 3-х районах победителями стали существующие ЖКСы.

Все протесты против действий райадминистраций, способствовавших монополизации рынка СДПТ, были просто проигнорированы.

Наиболее интересная ситуация (интересная для правоохранителей, АМКУ и других органов, призванных контролировать систему ЖКХ) сложилась в Суворовском районе, где новая управляющая компания ООО ЖЭП Суворовский в результате конкурса заполучила 783 дома. Примечательно, что по этому району, традиционно считающемуся электоральным полем действующего мэра, ЖКСы в конкурсе не участвовали, а учредителем компании-победителя оказался Денис Петик, помощник городского головы Геннадия Труханова.

Однако, либо кусок пирога, который ЖЭП “Суворовский” решил откусить, был слишком велик, либо городская власть не захотела ликвидировать оставшиеся не у дел ЖКСы, в которые можно “инвестировать” многомиллионные бюджетные дотации. Потому как при содействии департамента городского хозяйства быстро придумали новую оригинальную схему: некоторые дома вдруг, чуть ли не в один день, провели собрания жильцов и решили, что их должен КП ЖКС “Пересыпский”.

Источник

Как видим, протоколы оказались заполнены слишком похожим почерком (но мастерство, как говорится “не пропьешь”, сказывается многолетнее подписывание за жильцов договоров, актов и т.д. и разные страницы протоколов заполнялись то ли разными людьми, то ли под разное настроение). Департамент городского хозяйства на подобные казусы в телефонном режиме заметил - что поскольку протоколы составлены по форме, а почерковедческую экспертизу они не проводят, столь явный подлог документов не находится в их компетенции.

Источник

На основании таких протоколов КП ЖКС “Пересыпский” стал управляющей компании у порядка 120 домов на Пересыпи и Слободке, в большинстве случаев не поставив в известность об этом самих жителей. И не только жителей, но и ООО ЖЭП “Суворовский”, в связи с чем жители этих домов с сентября стали получать счета на уплату СДПТ от 2-х управляющих компаний. О 2-х жэках можно услышать здесь или увидеть счет от "Герц" (за одну услугу СДПТ хотят получить деньги 2 компании)

Источник

Так называемое реформирование системы ЖКХ в Одессе сказалось только на многократном увеличении тарифов на услуги КП ЖКС - качество услуг от этого не выросло. Более того, теперь одесситы платят за уборку снега круглогодично - даже летом

Помимо взимаемой с населения платы за СДПТ, КП ЖКСы традиционно получают дотации из городского бюджета, как правило, на ремонт аварийных и ветхих домов, после обрушений, пожаров и др. Несмотря на это ситуация с жилым фондом в исторической части города, на Молдованке и Пересыпи катастрофическая. С регулярной завидностью происходят обрушения фасадных конструкций, балконов. После проведенной в апреле акции «Осторожно, фасады!», в ходе которой была составлена карта опасных фасадов и карнизов,  а общественники их ограждали, ситуация не изменилась. ЖКС провели самостоятельное обследование и... сказали что денег нет. За бюджетные средства проводится ремонт фасадов преимущественно там, где проводятся экскурсии, либо находится прокуратура, полиция и другие не менее знаковые для мэрии органы.

Существующая система ЖКХ, регулярно подпитываемая бюджетом, не в состоянии поддерживать жилой фонд в жилом виде. Предлагаю Вам сравнить 2 репортажа о системе ЖКХ, сделаны они с разницей около 10 лет, но поднимаемые проблемы неизменны.

Нужно ли Одессе подобное совковое наследие, которое требует в себя все больше и больше финансовых вливаний? Не пора ли и ЖКХ перевести на рыночную систему и прекратить финансировать паразитирующие на бюджете коммунальные предприятия?

Немає коментарів:

Дописати коментар